"Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом." (Притчи, ). Библия. Ветхий завет «Состоится только определенное Господом»
Многие считают, что человек сам определяет своё будущее и свой путь. Многие утверждают, что это вопрос чистого рационализма, согласно которому жизнь похожа на калькулятор: получаешь данные, делаешь необходимые расчёты и имеешь результат. Очевидно, что такое механистическое представление о жизни игнорирует Творца и Владыки жизни, Который является Тем, Кому всегда принадлежит последнее слово. Как написано в книге Иова:
Иов 23:13
“Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет
душа Его.
”
А в книге Притчей мы читаем следующее:
Притчи 16:1
“Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от
Господа ответ языка.
”
Притчи 16:2
“Все пути человека чисты в его глазах, но Господь
взвешивает души.
”
Притчи 19:21
“Много замыслов в сердце человека, но состоится только
определенное Господом.
”
Притчи 16:9
“Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь
управляет шествием его.
”
Перед нами иногда может быть открыто множество дорог. У нас иногда может возникать множество вопросов. Но что говорит Слово Божие? Что Господь, несмотря на наши вопросы, знает, как направлять нас. Пять раз в приведённых местах из книги Притчей повторяется мысль о том, что, несмотря на то, что человек может строить много планов и у него может быть много разных мыслей, которые кажутся правильными его глазах, в конечном итоге состоится только определённое волей Господней. Именно Господь, Творец и Владыка жизни, управляет нашим шествием и взвешивает наши души и сердца. В книге пророка Иеремии написано:
Иеремия 10:23
“Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не
во власти идущего давать направление стопам своим.
”
Вы можете думать: почему же то или иное событие произошло так, а не иначе? Вы также можете осуждать себя за то, что, как вам кажется, вы поступили в той или иной ситуации не лучшим образом. Однако этого делать не стоит. Владыка жизни, Тот, кому вы доверили свою жизнь, тоже имеет право голоса и свою волю. В Притчах 24:12 написано:
Притчи 24:12
“Скажешь ли: `вот, мы не знали этого"? А Испытующий сердца разве не знает?
Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.”
Господь хранит наши души, взвешивает наши сердца, и хотя мы можем чего-то не знать, Он знает всё. Господь знает обо всём, что нас беспокоит или что причиняет нам боль. Вместо того чтобы обвинять себя за решения, принятые в прошлом, или волноваться за принятие предстоящих решений, давайте откроем свои сердца Ему, доверим Ему свой путь, а Он, конечно же, знает, как направлять нас. Возвращаясь к примеру Павла, который мы рассматривали в предыдущем выпуске (Деяния 16), нужно сказать, что откровение, касающееся того, куда идти и где проповедовать Слово Божие, Павлу было дано не сразу. Однако это не означало, что он оставался где-либо в ожидании откровения. Вместо этого он отправился в Мисию. Но Господь воспрепятствовал ему. Затем он попытался пойти в Галатию, но Господь снова преградил ему путь. В конце концов, он прибыл в Троаду, и, там, Господь показал ему в откровении, что ему нужно идти в Македонию и там проповедовать. Павел не сидел дома, ожидая от Господа ответа «да» или «нет». Он также не осуждал себя за то, что его планы насчёт Миссии и Галатии потерпели крах. Он принял решение идти туда. Он искренне стучал в дверь и знал, что за Господом право открыть или же закрыть её. Очень часто мы оказываемся на перепутье, когда нам необходимо принять какое-либо решение. Давайте же примем это решение с молитвой и с чистым сердцем, предоставив Господу направлять наши стопы. Важнее всего здесь не наша способность принимать решения или получать откровения, но полностью доверяться Господу, а Он будет руководить нами на нашем пути. Вот что говорит по этому поводу Давид:
Псалтирь 37:3-7
“Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся
Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит
,
и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
Покорись Господу и надейся на Него.”
Давайте же предадим свои пути Господу, и Он всё совершит . Давайте покоримся Ему и будем надеяться на Него. Мы видим эту же мысль в Послании к Римлянам 8:28:
К Римлянам 8:28
“Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его]
изволению, все содействует ко благу.
”
Всё содействует ко благу тем, кто любит Бога. ВСЁ. Как то, что, на наш взгляд, для нас благо, так и то, что, как нам кажется, приносит нам страдания. Поэтому не будем унывать и терять мужество. Вместо этого давайте доверять Господу, ведь Он знает, как нас вести по нашему пути.
Притчи 3:5-6
“Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во
всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.”
Иер.18:13
«Каждый из нас намерен делать то, чего хочет его злое и упрямое сердце»…
Не все сны от Бога, не каждое водительство, как и не каждое переживание. Когда мы следуем путем креста, только тогда мы приблизимся к пути узкому и истинному. На этом пути мы учимся отвергать свою волю и избирать Его.… Иногда это стоит нам немалых усилий, иногда мы становимся жертвой, так как Богу угодно, чтобы мы готовы были пострадать за правду Его…
Это путь, и поэтому пути не каждый захочет следовать, но лишь тот, кто откликнулся на призыв Господа – «возьми свой крест и следуй за Мною»…
Но мы часто много мечтаем о себе. Не все желания, которые рождаются в нашем сердце, рождаются от Его Духа. Наши желания и просьбы освящаются огнем Святого Духа и многое сгорает, как сено и солома в этом огне…
Иакова 4:2,3
«2 …Вы не получаете то, чего хотите, потому что не просите Бога.
3 Когда же просите, то не получаете, потому что просите из неправедных побуждений, лишь для того, чтобы воспользоваться всем, что получите, ради собственного удовольствия…»
Вот основная причина, - оставили путь креста, от того столько ропота и не могут войти в покой Его…
Водительство Духом ничего общего не имеет с желаниями и побуждениями похотей. Эти желания должны оставаться на кресте, когда же мы ими побеждаемы, то это и есть уже, собственно говоря – падение…
Потому, если побежим вслед этих желаний, то преткнемся. Именно потому фарисеи преткнулись о Камень, Который есть Христос. Он не исполнил их ожиданий, и они ожесточились в сердцах своих…
Нам не нужно строить ожиданий, нам нужно веровать и доверять Богу. То, что приходит от Него, - приносит покой в сердца и радость. Но радость – это не плотская восторженность. Часто мы разгораемся еще плотских желаний и снова падаем. Нет, это не та радость, но скорее несущая умиротворение нашему сердцу…
Также и сны, и некоторые видения. Что они приносят сердцу? Нужно проверять Источник. Мы учимся всему.
Еклес.5:7
«Пусть не мешают тебе чтить Бога мечтания, всякие бесполезности и многословие»…
Многие мечтания лишь закрывают Бога истинного. Не все. В конце концов, сон Иосифа был от Бога, но вероятно в сердце, еще было много своих мечтаний, и Бог повел Иосифа в места переплавки. Мы не должны добавлять до сказанного Богом – ничего. Это и есть кротость. Моисей пошел своими силами спасать Израиль, и мы знаем, чем это закончилось. Тогда он стал кротчайшим в пустыне.
Пророческие переживания порой похожи на творческие мечтания, но лишь образностью, потому как пророки были чувствительны, и порой записывали свои переживания в виде песен и псалмов. Но и их уста Бог очищал, как уста пророка Исаии.
Итак, зерно должно отделиться от мякины. Говорящий слово от Бога, должен ничего не прибавлять своего. Видения – это все еще мякина, как и сны…. Их, нужно проверять, сверять с писанием, потому что, может быть много еще прибавлено человеком.
Екл.5:3
«От больших волнений бывают плохие сны, и у глупых всегда слов больше, чем нужно»…
Огонь Святого Духа очистит всех нас от этой шелухи…
1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.
. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.
. Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
. Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки.
. Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
. Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.
. Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву.
. Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.
. Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа.
. Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
Ст. 1 почти дословно повторяется в – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый " – ашир , а не "глупый " – кесил , как здесь. Контексту речи соответствует только чтение , почему и чтение данного места должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. ). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. ); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.
. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
. Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
. Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
. Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный.
. Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
. Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
. Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых.
Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю ( ), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) – подобным же образом делает это и апостол (); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни – Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. ), которым Он управляет всем (ср. ). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения – чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели – страхе Божием и его спасительности для человека (ср. ). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в (ср. ) и имеет в виду обычай востока – не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25–29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).
Откуда пошло выражение: «Человек предполагает, а Бог располагает»?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :
Источником этого выражения является Священное Писание. В Книге притчей написано: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19: 21). В той формулировке, которая приведена в вопросе, изречение впервые встречается в книге «Подражание Христу», автором которой большинство исследователей считает Фому Кемпийского (ок. 1380 - 1471): «Праведные в намерении своем утверждаются более на благодати Божией, чем на собственной мудрости; и в Боге полагают упование свое, что бы ни предприняли, ибо человек предполагает, а Бог располагает, и не в человеке путь его (Иер. 10: 23)». (Кн. 1. Гл. XIX: О упражнении доброго инока). Эта книга была написана на латинском языке. На латыни изречение звучит так: Homo proponit, sed Deus disponit.
Данное изречение указывает на Промысл Божий в отношении каждого человека. Планы человеческие, даже самые продуманные, несовершенны и изменчивы. Бог же творит всегда всем во благо.